Автор: Виктория Шиманская.
Психолог, консультант, создатель авторской методики развития EQ для детей и взрослых.
Автор книги «Приключения монсиков. Важная книга о том, как общаться, дружить, понять себя и этот мир.»
Мы все мечтам видеть своих детей успешными и счастливыми. Успешными в учебе, в коммуникациях с друзьями, чтобы уважали старших и помогали младшим. Счастливы? Счастливы они при этом буду тогда, когда все это будет являться для них естественным поведением, а не «показным выполнением правл»,а внутри будет точное осознание и понимание себя и своей роли в этом мире. А еще жизнь любого человека и ребенка, в том числе, связана с трудностями, преодолениями и конфликтами. То, как ребенок встречает трудности? Как он переживает их внутри и какие находит выходы из ситуаций? Какие выводы он делает и какой след это оставляет в его душе?
В современном общество, с одной стороны, нацеленном на успешность, а с другой стороны, все-таки все более и более гуманном, не случайно над этими вопросами задумываются все большее количество родителей и что особенно радует, педагогов.
Неким объединяющим понятием для описания данных проявлений служит Эмоциональный интеллект (EQ) . Эмоциональный интеллект – это способность, которая объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, принимать их, управлять как собственными эмоциональными состояниями, так и применять эмоции при взаимодействии с окружающим миром и партнерами по коммуникации.
Важным особым этапом часто становится начальная школа, когда резко меняются правила жизни для ребенка. Невольно концентрируясь на успеваемости, родители упускают момент психологической готовности и социальной адаптивности ребенка. Хотя все последние исследования подтверждают, что именно эмоциональное состояние ребенка является основой для формирования его как личности и в том числе, как это не странно, для его успеваемости. Просто успеваемость и «знания» померить легко – оценки и прообразы оценок (баллы, звездочки и зайчики) концентрируют нас на том: сколько примеров решил, а как быстро и т.д. А вот как померить и понять эмоциональное состояние? Это намного сложнее, но более важно.
Безусловно, изучение эмоционального интеллекта в России еще достаточно молодая сфера. Но поразительно, что как в западной, так и в российской практике достаточно много уделяется внимание таким блокам как идентификация эмоций и управление ими, в то время как наименее изученной остается сфера принятия своих эмоций и эмоций окружающих людей.
Большинство психологов, педагогов и родителей уже готовы принять тот факт, что именно понимание своих эмоций, интуитивное восприятие ситуации, целей и желаний других людей, и умение адекватно выражать свои чувства составляют основу успеха и благополучия в жизни. В том время как именно принятие позволит еще и оставаться счастливым.
С чего же начать?
Есть как минимум 4 базовые возможности, которые помогут родителям развивать в своих детях эмоциональный интеллект, а главное помогут им вырасти «успешными и счастливыми».
НАЧНЕМ С СЕБЯ.
Начать конечно же придется с себя. Так как наши дети все впитывают в первую очередь через опыт и через наш родительский пример. Но это хорошая новость, так как ради ребенка мы обычно готовы сделать гораздо больше, чем для самих себя (мамочки, садятся на жесточайшие диеты, во время периода грудного вскармливания, хотя до этого несколько лет не могли просидеть на диете больше недели ради того, чтобы сбросить лишние кг). Так вот в данном случае, задавшись благородной целью развития эмоционального интеллекта у ребенка, Вы одновременно будете развития EQ у себя и даже у своего супруга.
Начните с того, что принять факт:
ВСЕ ЭМОЦИИ СУЩЕСТВУЮТ! И в Вас и в других! И все они необходимы! Все их важно принять в себе! Есть чувства, от которых хочется улыбаться: радость, нежность, гордость, счастье. От других становится плохо: страх, злость, обида, вина.
Шаг1 – понять свою эмоцию
Шаг 2 – принять ее. Не задавить, не отвергнуть. Честно дать себе внутри ощутить ее.
Шаг 3 – понять почему Вы испытываете эти чувства?
Шаг 4 – принять решение как Вы выразите их. (Безусловно, надо иметь при этом спектр реакций и навыки различного выражения своих эмоций).
Начать можно с того, что применять в жизни такую фразу, как:
«Я ЧУВСТВУЮ.................., ПОТОМУ ЧТО........................ И Я ХОТЕЛ БЫ....................»
Я чувствую обиду и грусть , потому что у меня не получилось написать диктант, хотя я готовился и я хотел бы понять, что мне делать» Ребенок не скажет это сам, особенно мальчик. Он закроется в комнате, мы сделаем ему замечание, что-то в стиле: «ну вот, я говорила тебе готовиться, а ты в лего весь вечер играл». И в этот момент, мы раним, и на долго лишим возможности взрастить в себе понимание как действовать в трудных ситуациях, как проявить участие и сочувствие, когда плохо другим».
Но если мы сами, каждый день будет озвучивать свои чувства: «Мне очень грустно видеть тебя расстроенным, и я хотела бы понять, что я могу сделать, чтобы помочь тебе». «Я чувствую радость, потому что мы так здорово всей семьей провели эти выходные, и я хотела бы, чтобы мы все выходные проводили вместе».
Это станет нормой общения. Все чувства будут названы, приняты и ребенок легче сориенируется в сложной ситуации, он придем к Вам за поддержкой и Вам легче будет понять его, а ему самого себя.
С ПЕРВЫХ ДНЕЙ... С ПЕРВОГО КЛАССА
Да, формирование эмоционального интеллекта начинается с первых дней, с первых мгновений жизни. Не зря так много внимания уделяется последние года психологии родов, естественных родов. Очень важны первые мгновения, когда все 5 чувств ребенка включаются на новую программу, попадая в совершенно новую для него среду. Лицо мамы и папы, запах, вкус первых капель малозива. Удивительно, но в первый год жизни ребенка формируется невероятное кол-во нейронных связей. Дети готовы реагировать и считывать наши эмоции. С первых моментов жизни, смотрите на своего малыша, принимайте все его эмоции. Конечно же нам лагко улыбаться в ответ на его первые улыбки. Но и когда он плачет, посмотрите на него с сопереживанием, дайте понять, что вы понимаете его грусть, его переживание. И постепенно успокойте его. Не пытайтесь сразу отвлечь, переключив внимание погремушкой или отчаянно «Тряся его в колясе». Чем больше малыш будет видеть Ваше лицо, лица близких людей, тем более эмоционально восприимчивым, эмоциональн гибким и эмоционально стабильным он вырастит.
Но если Вашему ребенку уже 6- 7 и даже 9 , 12 – Вы не опаздали. Более того, как раз как правило первым годам жизни мамы особенно посвящают себя своим малышам и осознанно и неосознанно они дают огрмную поддержку и базу для развития эмоционального интеллекта. Гораздо сложнее обстоит дело с периодом после 4-х, когда мама уже «бежит» на работу. И в 6-7, когда взрослые вдруг начинают считать, что раз ребенок уже школьник, к нему надо срочно предъвить как можно больше требований. Из лучших побуждений, мы «строим», «давим» и «прессингуем» своих детей, чтобы им было проще в школе, чтобы они соответствовали требованиям и представлениям общества об успешных школьниках.
Но именно в этот момент, как никогда, больше всего нашим детям требуется принятие и поддержка. Возможность разобраться ни что такое 2+2=4. Это они понимают легко, как быть когда дети не берут тебя в игру, как переключиться на скучное переписывание, как занять «свое место» в классе, обрести друзей и много-много других вопросов, о которых просто не хватает времени поговорить, так как все время нужно успеть выполнить программу.
РАЗВИВАЕМ все 5 чувств:
Благодаря изданиям, публикациям в интеренете, а так же производителям игрушек- все мамы осведомлены о важности развития мелкой моторики, у каждой малыша в изобилии игрушек с различными тактичными фактурарами, шуршащими и звенящими элементами. Но очень важно, чтобы развитие умении воспринимать мир всеми 5 чувствами не заканчивалось в 1, 5 года.
Всем первоклассникам просто необходимы так называемые «тактильные сказки», которые может рассказать мама при помощи подручных средств. Создайте «волшебную сумочку». Малышу завязываются глаза или он сам их закрывает. При помощи: кистояки для пудры, баллончика с термальной водой, шуршащей погремушки, массжного ежика и кусочка меха вы сможете рассказать удивительную историю, о том, как Ваш «малыш» идет по тропинке, встречает зайчиков и волшебных зверушек, как он подходит к речке и водопаду, встречаем друзей и загадывает желание. А потом возвращается обратно.
Такие 5-минутные сказки оказывают не только удивительное антисрессовое воздействие, которое очень необходимо первоклашкам, но и формирует уникальный контакт мамы, папы и ребенка.
СКАЗКОТЕРАПИЯ
В продолжении темы сказок, надо отметить, что именно сказки, сказочные существа, а главное проживание эмоций через сказки очень важны для развития эмоционального интеллекта у детей.
Через сказкотерапию можно проработать страхи ребенка, разыграв вместе с ребенком бабу-ягу и кащея бессмертного, придумав, что такое с ними произошло, что они вруг стали вредить людям, а потом изобразив их смешными. Так например в книге «Приключения монсиков. Важная книга о том, как общаться, дружить, понять себя и этот мир» - есть доброжелательные существа (монсики). Вместе с ними можно познакомиться с эмоциями, найти выход из сложной ситуации, научиться распределить все свои дела и освоить много других полезных навыков.
Конечно, это далеко не весь спектр возможностей развития эмоционального интеллекта. Совместные переживания – будет ли это поход в парк или в театр или приготовление семейного ужина, ролевые игры с друзьями, как ни странно, чтение хороших книге, чтение и обсужение героем и ситуаций вместе с ребенком. Вся наша жизнь подсказывает нам возможности развивать в себе и в своих детях понимание, принятие и развитие наших эмоций и эмоционального интеллекта. Самое важное, что делая это вместе, мы по-настоящему начинаем слушать и слышать друг друга, понимать и принимать своих детей – а это то, самое главное что могут дать родители своим детям, чтобы они уверенно и гармонично вошли в самостоятельную жизнь, научив этому уже своих детей.