Возраст, в котором наши дети идут в школу (6 – 7 лет) сложен для ребенка, поскольку он является переходным. В этом возрасте у ребенка происходит активное физиологическое созревание организма. Возрастает его физическая, а также эмоциональная выносливость. Поэтому именно в этом возрасте ребенок становится готов к активной учебной деятельности.
Но разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным длительным занятиям проходит гладко. Такой ребенок спокойно и без капризов ходил в детский сад, и теперь будет хорошо и увлеченно учиться в школе.
Однако, для многих детей поход в школу является определенным стрессом. Ежедневные длительные занятия утомляют, снижается устойчивость к стрессам и растет напряженность. Может нарушиться сон, расстроиться аппетит. Следствием может стать потеря веса и скачки температуры. Поэтому надо хорошо понимать, готов ли ребенок пойти в школу. Данный вопрос особенно актуален для родителей, чей ребенок родился зимой или весной, и может пойти в школу как в 6.5, так и в 7.5 лет. Ведь несоответствие уровня зрелости организма ребенка совершенно новым задачам, которые встают в школе, могут стать серьезной проблемой.
Итак, выделим основные аспекты готовности ребенка к школе:
- Биологический аспект: физиологическая готовность
В первую очередь, к моменту поступления в школу ребенок должен быть достаточного размера, чтобы поместиться за партой (рабочим столом). Масса его тела не должны быть ниже 23 кг. Его пропорции должны соответствовать двигательным задачам, которые ему предстоит решать в процессе обучения, а также должны отражать тот факт, что полуростовой скачок (происходит в возрасте 5-7 лет и заключается в существенном удлинении рук и ног) уже прошел. Проверить пропорции тела ребенка на «подготовленность» можно пройдя незамысловатый тест: надо попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. У взрослого это не вызывает затруднений, у школьников – тоже, а вот 4–5-летний ребенок, оказывается, не может сделать такую простую вещь: руки у него пока еще слишком коротки.
Организм к первому классу должен обеспечивать дееспособность ребенка в режиме умеренной умственной и физической нагрузки. Должны созреть нервные центры, управляющие разнообразными видами деятельности. В частности, должна увеличиться работоспособность – а именно должна появиться усидчивость, способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течение 15 минут.
Также должна сформироваться способность к достаточно тонкой координации движений – это свойство нервной системы, которое реализуется только на определенном уровне ее зрелости. Именно с этими способностями связано обучение письму. Обратите внимание, как малыш владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры.
И наконец, должны произойти качественные изменения в обменных процессах, благодаря которым ребенок приближается к взрослому по внутреннему ощущению времени. Дело в том, что наши «внутренние часы» работают не от пружинки или батарейки, а от тех биохимических реакций, которые происходят непрерывно в клетках нашего тела. Так вот у дошкольников скорость этих реакций намного выше, чем у взрослых. Поэтому они не могут долго заниматься одним и тем же делом, трудно им и сидеть на уроке, даже если он укорочен до 30–35 минут. Новое качество приобретается детьми в этом отношении именно в возрасте 6–7 лет, и это очень важно для того, чтобы можно было успешно организовывать совместную деятельность взрослых и детей. Таким образом, к школе работоспособность (усидчивость, способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течение 15 минут)
Интересен такой факт: учителя начальных классов отмечают, что одним из физиологических признаков того, что мозг ребенка перестроился и готов к обучению в школе, является смена передних зубов.
- Психологический аспект: психическая готовность ребенка к школе
Не менее важным аспектом является готовность ребенка к восприятию и усвоению новой информации. Школа ребенка должна привлекать не столько красивой формой, портфелем, пеналом и тетрадками, сколько возможностью получать новые знания.
К моменту поступления в 1 класс ребенок должен достаточно хорошо управлять своими эмоциями и познавательной деятельностью, то есть у ребенка должна быть развита учебная мотивация, он должен хотеть получать знания. Ну и, конечно, у ребенка должна быть развита эмоциональная устойчивость, в этом случае обучение в школе пойдет гладко.
Кроме того, его интеллект должен соответствовать необходимому уровню. Готовность к школе предполагает наличие у ребенка определенного кругозора, запаса определенных знаний и навыков:
- уметь выделять учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности;
- уметь определять связи между различными явлениями;
- воспроизводить действие по предложенному образцу;
- уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, сравнивать их, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины явлений, делать выводы. В качестве теста: попросите ребенка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то...», «Прошел дождь, поэтому...»
- уметь пересказать услышанный рассказ, сказку (короткий текст не больше 6–7 предложений)
Столь обширная и важная в дошкольном возрасте функция фантазии должна ослабевать. Ребенок должен научиться прилагать дополнительные усилия для получения и усвоения знаний.
Также важным критерием готовности к школе является уровень самоконтроля. Этому малыш должен был научиться дома и в детском саду благодаря четкой дисциплине и играм со сверстниками. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающей старших дошкольников, является соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением и которое необходимо, чтобы включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.
В качестве теста на уровень самоконтроля можно поиграть в игру «Да и нет». Один из участников игры задает ребенку много разных вопросов в среднем темпе, и «тестируемый» в своих ответах не должен использовать «да», «нет» («ага» и «неа» тоже недопустимы). Если ребенок отвечает почти без ошибок, значит, уровень самоконтроля достаточно высок.
Если в 6 лет ребенок категорически не в состоянии выполнять определенные правила и контролировать свои действия в игре, то вам потребуется психологическая консультация.
Психологи отмечают сложность момента, когда психика и тело ребенка претерпевает существенные изменения, позволяющие малышу шагнуть на новую ступень своей жизни – пойти в 1й класс. Возрастная психология называет этот момент кризисом 7 лет.
Проявление кризиса связано с утратой детской непосредственности, то есть с "вклиниваем" сознания между переживанием ребенка и его поступком, другими словами – в ребенке пробуждаются зачатки совести и осмысленности своих дейтствий, слов, мотивов. Обычные бытовые правила, установленные родителями, становятся для ребенка воплощением "детского" мира, от которого он скорее хочет отойти. Ребенок чувствует острую потребность быть "взрослым", вести себя как взрослый, соответственно одеваться, принимать самостоятельные решения. Во многом этому способствует сама культурная среда, в которой воспитываются дети. С малолетства ребенку внушается, что когда он пойдет в первый класс, это будет свидетельствовать о том, что он вырос. Став школьником, ребенок рассчитывает с приобретением собственной социальной позиции стать "взрослым". Некоторые психологи называют данный этап жизни периодом рождения социального "Я" ребенка".
- Социальный аспект: готовность коммуникативной и эмоционально-волевой сфер
К 1му классу ребенку важно научиться входить в детский коллектив, совместно обучаться и общаться с детьми и учителем. То есть ребенок должен уже быть адаптированным к общению с детьми своего возраста и не тратить эмоции и время на размышления о том, как хорошо дома с мамой или бабушкой, а полностью увлечься учебным процессом.
Наряду с общей готовностью к обучению в школе, ребенок должен:
- уметь вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;
- знать правила общения;
- уметь управлять своим поведением без проявления агрессивности;
- уметь быстро осваиваться в новой обстановке.
К моменту поступления в школу у ребенка должно сформироваться правильное отношение к школе. Он должен быть готов выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.
Ребенок должен правильно понимать ситуацию урока, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы), надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку.
Здорово, если у ребенка уже сформировались такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.
Очень важно, чтобы будущий первоклашка видел уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.
В эмоциональном и моральном смысле настроиться на новую жизнь ученика ребенку очень помогут совместное с родителями чтение художественной литературы, просмотр фильмов о школе с последующим обсуждением. Например, очень весело и полезно будет почитать или посмотреть фильмы по "Денискиным рассказам" любимого нами в детстве Виктора Драгунского.
Также поможет будущему школьнику показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, игры в школу, и даже организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей. Разговоры о школе должны подчеркивать важность значения книг, обучения, мотивировать ребенка узнавать новое, развиваться, расти над самим собой.
Надеемся, что наша статья помогла Вам убедиться в том, что сынишка или дочка полностью готовы к новому статусу первоклассника и к новой интересной, насыщенной и более взрослой школьной жизни.
Растите вместе с детьми и будьте счастливы!
Директор проекта Всесадики.ру и мама счастливого первоклашки Ильина Ксения